Особое место в работе социального педагога в школе занимает работа с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации. Существуют две стадии развития трудной жизненной ситуации семьи и в зависимости от стадии осуществляется разная работа с семьей и детьми со стороны различных социальных органов и специалистов социальных служб.
Первая стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:
· семья, в которой дети под опекой;
· семья, в которой есть дети-инвалиды;
· малообеспеченная семья.
Вторая стадия определяется как социально опасное положение семьи:
- смерть одного из родителей;
- развод родителей;
- неполная семья;
- многодетная семья;
- неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).
Для планирования работы с такими семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, два раза в год (в сентябре и январе) совместно с классными руководителем социальный педагог составляет программу работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы , ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями.
В содержание данной программы входит индивидуальная работа с ребенком: беседы, посещение уроков в классе с целью анализа, контроль за внеурочной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет профилактики школы и заседание КДНиЗП, организация летнего отдыха детей, трудоустройство.
К социальному педагогу за помощью обращаются не только педагоги и родители, но чаще всего за поддержкой обращаются дети. И задача социального педагога - не только внимательно выслушать ответ ребенка, но и принять его за основу будущего диалога, дать ему почувствовать, что вы понимаете состояние ребенка, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает.
Анализ и систематизация опыта педагогической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, позволяют сделать следующий вывод: в работе социального педагога используются различные эффективные приемы и способы педагогической поддержки с учетом индивидуальных особенностей каждого обратившегося за помощью ребенка.
Социальный педагог не только оказывает педагогическую поддержку, но и проводит работу по профилактике социальной незащищенности ребенка.