Средства обучения и воспитания
Средства обучения – это совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения, благодаря которым более успешно и рационально можно достигнуть поставленной цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы, они оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.
При использовании средств обучения педагоги школы придерживаются следующих принципов:
• учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
• гармоничное использование в образовательных целях разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия;
• учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
• сотворчество педагога и обучающегося;
• приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в школе сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
• Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
• Электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
• Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
• Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
• Тренажеры и спортивное оборудование.
Отсюда можно выделить 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации (учебники, книги для чтения, рабочие тетради, электронные учебники и другое);
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала (наглядные пособия, демонстрационный материал, приборы, оборудование и другое).
Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения.
В школе созданы условия для успешной учебной деятельности учащихся: учащиеся школы обеспечены учебниками. В школе 86 компьютеров, которые объединены локальной сетью и подключены к сети Интернет, функционируют 2 компьютерных класса (28 компьютеров), 12 интерактивных досок, в каждом учебном кабинете оборудовано автоматизированное рабочее место учителя, что дает возможность проводить уроки на высоком уровне. Компьютерная техника используется во всех учебных кабинетах
Все учителя используют компьютерную технику при подготовке к урокам, на уроках:
• подготовка печатных раздаточных материалов к урокам: контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, тесты при подготовке к ГИА);
• мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
• обработка статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
• контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
• использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов;
• участие школьников в Интернет-конкурсах, олимпиадах.
Для проведения практических занятий в школе имеется столярно-слесарная мастерская для мальчиков, кабинет технологии для девочек, лаборатории в кабинетах физики, биологии, химии, географии, оснащенные современным лабораторным оборудованием.
Средства воспитания
Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно-ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
К средствам воспитания относятся все средства обучения, а также можно отнести и такие как:
1. Общение
• непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
• опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
• классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
• выясняют условия совместного выполнения задания;
• организуют его взаимное обсуждение;
• фиксируют ход совместной работы;
• обсуждают полученные результаты;
• оценивают успехи каждого;
• утверждают самооценки членов группы;
• совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
• проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:
• в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
• она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
• социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
• совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей, а также радостью успехам.
3. Труд
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
• дежурство по классу, школе;
• работа на пришкольном участке;
• летняя трудовая практика.
4. Игру
Игра используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр
• организационно-деятельностные;
• соревновательные;
• сюжетно-ролевые.
ния.